16 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол « Антимонопольное законодательство: актуальные вопросы и последняя судебная практика», который организовал отдел конференций газеты «Ведомости». Ключевые доклады были посвящены основным тенденциям в сфере антимонопольного права в текущем году. Был проведен анализ дел Санкт-Петербургского УФАС России. Обсуждались проблемы применения норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок (на основе ФЗ № 441, № 223 2). Представители бизнеса поделились практикой осуществления мер по управлению антимонопольными рисками в своих компаниях. Были затронуты вопросы, касающиеся сложности расследования преступлений в сфере антимонопольного законодательства и мер пресечения за его нарушение.
Основными докладчиками стали: Вадим Владимиров, руководитель УФАС по Санкт-Петербургу; Вероника Казакевич, директор гражданско-правового департамента, юридическая фирма «Клифф»; Александра Дегтярёва, адвокат. Дмитрий Хохлов, заместитель председателя Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, заявленный в программе выступлений, присутствовать не смог.
Круглый стол вела Маогарита Гаскарова, главный редактор журнала Legal Insight. В приветственном слове Анна подчеркнула, что в преддверии VII ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», которая состоится 16 октября 2015 года в Москве, полезно подвести итоги первого полугодия в области антимонопольного права в целом и в Санкт-Петербурге в частности. Была выражена благодарность УФАС по Санкт-Петербургу, представители которого открыты к диалогу и обсуждению насущных вопросов с журналистами и общественностью.
Ключевым выступлением стал доклад Вадима Валерьевича об основных изменениях и тенденциях антимонопольного законодательства и работы ФАС. На сегодняшний день развитие ФАС связано с исполнением мероприятий, установленных распоряжением Правительства от 28 декабря 2012 г. N 2579-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (по состоянию на 16 июня 2015 года из 91 мероприятия «дорожной карты» со сроком исполнения май 2015 года выполнено более 80%).
Кроме того, наблюдаются изменения в антимонопольном законодательстве: четвертый антимонопольный пакет был принят во II чтении ГД РФ3 15 сентября 2015 г. Проведен анализ практики применения ФЗ № 223, разработан стандарт осуществления закупочной деятельности. В связи с передачей ФАС России части функций Федеральной службы по оборонному заказу произошли организационные изменения.4 Кроме того, в полном объеме перешли функции ФРС России по тарифному регулированию. Однако, по мнению руководителя УФАС по Санкт-Петербургу, остается проблема при передаче полномочий ФАС на местах, так как
регулирование тарифов на уровне территорий до сих пор осуществляют подразделения Правительства (Комитет по тарифам). Приоритетным видом деятельности ФАС России на данный момент является контроль за соблюдением конкуренции при распределении субсидий аграгиям в условиях импортозамещения. Кроме того, ФАС начинает реализацию второго этапа 2016-2020 гг. «Стратегии развития и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.»
Что касается рисков для бизнеса, то здесь, как отмечает Вадим Валерьевич, главным является деятельность ( действия/бездействийя) органов власти, которые ведут к ограничению конкурентной борьбы. Согласно «Докладу о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2014 год» существует тенденция к уменьшению выявленных нарушений (с 50% до 48%). Следует отметить, что около половины нарушений осуществляется самими органами государственной власти.
Особенное внимание было уделено повышению цен, ставшему привычным за последний год. Было подчеркнуто, что ФАС не занимается сдерживанием потребительских цен, а лишь выявлением фактов завышения цен, например в результате картельного сговора. Сговор является наиболее часто встречающейся формой воздействия, ограничивающую конкуренцию, что в своем докладе подтвердила Вероника Казакевич. Она рассказала об основных видах сговора и действиях ФАС по выявлению и доказательству случаев сговора. Также был рассмотрен практический кейс, который представила Александра Дегтярёва, по проблемам организации питания на примере ГБДОУ детский сад №82 Калининского района Санкт-Петербурга.
Достаточно подробно была рассмотрена тема антимонопольного комплаенса. Дискуссия развернулась по поводу необходимости системы мер, реализуемой в рамках комплаенса как для компаний, так и для ФАС. Представители компаний «Газпромнефть» и «БСХ Бытовые Приборы», Светлана Бударина, руководитель направления по сопровождению административных споров, и Ольга Будей, руководитель юридического департамента, рассказали об опыте внедрения системы управления антимонопольными рисками в их компаниях. Направление и объемы деятельности организаций выявили различия в подходах к антимонопольным рискам, однако, базой для всех являются превентивные меры, направленные на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства.
Если нарушение произошло, то должна наступить ответственность, о которой говорили представители Коллегии адвокатов Pen&Paper Алексей Добрынин, руководитель уголовно-правовой практики, и Сергей Токарев, старший юрист. За нарушение антимонопольного законодательства юридические лица несут только административную ответственность, тогда как физические лица могут быть привлечены и к уголовной (ст. 178 УК РФ). Однако на практике по статье 178 УК РФ возбуждается ничтожно малое количество дел. Представители бизнеса заверили, что административная ответственность в виде штрафов является действенным наказанием, так как выплата достаточно крупных сумм наносит финансовый ущерб , а нарушение антимонопольного законодательства как такового может повредить репутации самой компании.
В завершении круглого стола все стороны выразили готовность к дальнейшей работе и сотрудничеству по вопросам антимонопольного законодательства.
1 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
2 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
3 Госдума приняла во II чтении четвертый антимонопольный пакет http://ria.ru/economy/20150915/1253402844.html
4 Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу»