Минэкономразвития РФ готовит дорожную карту совершенствования системы государственного контроля на 2016-2017 годы. Какие проверки мешают развиваться предпринимателям в регионах Северо-Запада и можно ли оптимизировать эти контрольные мероприятия.

Дубль два

По оценкам экспертов, издержки бизнеса, связанные с излишними поверками, составляют от 1,5 до 7,5 процента валового внутреннего продукта. Ежегодно в нашей стране проводится больше двух миллионов контрольно-надзорных мероприятий. Если предпринимателям облегчить жизнь, экономика может вырасти на два процента ВВП.

В этом году федеральные законодатели уже упростили работу малому бизнесу. С 1 января вступил в силу трехлетний запрет на плановые проверки компаний с выручкой меньше 800 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек. Впрочем, корреспондент «РГ» опросила предпринимателей в регионах СЗФО и выяснила: бизнес опасается, что на смену плановым проверкам придут многочисленные внеплановые надзорные мероприятия.

Чтобы этого не произошло, минэкономразвития РФ и готовит дорожную карту. Одна из главных задач — исключить дублирование функций министерств и ведомств. Нередко разные контролирующие организации проверяют одни и те же сферы деятельности компании, требуют одни и те же документы. Эта проблема актуальна для всех регионов Северо-Западного федерального округа.

— В Новгородской области на дублирующие проверки нередко жалуются владельцы медицинских центров, стоматологических кабинетов, — делится информацией председатель совета регионального Союза предпринимателей Юлия Ротанова. — В частности, Роспотребнадзор проверяет стоматологии на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, оценивает отделку помещений, микроклимат, освещение. Схожие критерии учитываются при специальной оценке условий труда. И это только один пример. С дублирующими контрольно-надзорными мероприятиями сталкиваются представители всех сфер и отраслей.

К тому же предпринимателям сложно запомнить, какие направления курирует тот или иной орган власти, вправе ли контролеры требовать те или иные документы. В прошлом году на сайте Генеральной прокуратуры РФ заработал Единый реестр проверок. Но этот сервис предоставляет информацию о плановых мероприятиях и о результатах внеплановых проверок, а не о полномочиях контролирующих органов.

— Сведения о проверках и надзорных организациях содержатся в сотнях различных нормативно-правовых актов, федеральных и региональных законов, — продолжает председатель совета Союза предпринимателей Новгородской области. — Предприниматель, особенно владелец небольшого бизнеса, не имеющий юридического образования, не может знать наизусть все эти документы. Мне кажется, необходимо не только исключить дублирующие проверки, но и составить единый четкий сборник надзорных мероприятий с указанием полномочий контролирующих органов.

Еще одно новшество дорожной карты направлено на решение проблемы анонимных жалобщиков. Сейчас госорганы не обязаны проверять информацию о людях, которые «настучали» на ту или иную компанию.

— Нередко предприниматели сообщают в аппарат регионального бизнес-омбудсмена о случаях, когда причиной проверки служат обращения несуществующих граждан, — комментирует ситуацию уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов.

Пока бороться с фиктивными кляузами субъекты бизнеса могут только с помощью прокуратуры. В перспективе контролеров обяжут идентифицировать личность заявителя, и только затем рассматривать обращение. Если этот элемент дорожной карты заработает, предприниматели сэкономят немало денег, времени и сил.

— Сфальсифицированная жалоба — очень легкий способ вывести компанию из строя, — рассуждает Юлия Ротанова. — Даже если проверка не покажет никаких нарушений, бизнесмену придется отрывать сотрудников от основной работы, готовить документы, общаться с сотрудниками контрольно-надзорных органов. В течение нескольких дней, если не недель, предприниматель «выпадает» из бизнес-процесса, зарабатывает меньше денег. Мне кажется, идентификация личности заявителя — это грамотное решение проблемы. Если гражданину мешает та или иная компания, к примеру излишне шумный магазин, он обратится в Роспотребнадзор и не станет скрывать свое имя, фамилию, контактные данные. Если же жалоба подписана каким-нибудь псевдонимом, это повод задуматься о ее безосновательности.

Фальсифицированные обращения граждан могут использоваться при организации «заказных» проверок, в том числе в целях рейдерских захватов компаний, добавляет уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.

— Чтобы исключить подобные ситуации, необходимо внести изменения в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», — отмечает Александр Абросимов. — Речь идет о положении, которое позволит признавать проверку незаконной, а ее результаты ничтожными, если сведения о заявителе не соответствуют действительности. Или если сама жалоба не соответствует требованиям федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Следующий важный момент — наказание предпринимателей. Эксперты предложили прописать в дорожной карте предупредительные меры воздействия, если административное нарушение выявлено в первый раз. При этом, как отметил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, важно соблюсти баланс.

— Например, проверяют атомную станцию, — говорит министр. — Если инспектор замечает угрозу техногенной катастрофы, то, конечно, одним предупреждением здесь ограничиться нельзя.

Сейчас минэкономразвития РФ собирает замечания экспертного, предпринимательского сообщества и госорганов. Учтут и мнение потребителей. В ближайшее время документ поступит в правительство РФ.

Прямая речь

Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:

— На плановые проверки действительно введен мораторий, новый беспредел — внеплановые проверки, проводимые по жалобам онлайн. Число внеплановых проверок выросло в разы. Особенно сейчас, когда любой может зарегистрировать домен на вымышленное имя, завести электронный адрес и «организовать» внеплановую проверку. Нам приводили примеры, когда приходит жалоба, а там заявителем указан Гельмут Коль. Все понимают, что это фактически анонимка. А прийти с проверкой обязаны. Мы настаиваем, что органы контроля и надзора должны как минимум проводить идентификацию заявителя, иметь его паспортные данные. У них такие возможности есть, через межведомственное электронное взаимодействие отсечь «псевдоколей» и прочих анонимщиков.

Источник: rg.ru

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.