Для восстановления инвестиционной активности наряду с запуском новых механизмов власти также модернизируют уже имеющиеся — как сообщил вчера на совещании у президента глава Минэкономики Максим Решетников, предлагается расширить возможность возмещения бизнесом затрат в рамках инвестиционного налогового вычета и расширить горизонт планирования компенсаций расходов на него регионам. Сами инвесторы пока выжидают — в сентябре после небыстрого роста баланса инвестиционных намерений опросы снова фиксируют отказы компаний от восстановления инвестпланов.
Базой для запуска нового инвестиционного цикла должна стать поддержка конкретных проектов в отраслях и регионах, сообщил вчера на совещании у президента глава Минэкономики Максим Решетников. Для этого в каждом субъекте РФ должен появиться реестр инвестпроектов, связанный со всеми мерами поддержки. Сами эти меры в основном определены — они, по словам министра, включены в единый план восстановления экономики.
Пока в Минэкономики поступили заявления о 15 проектах на 850 млрд руб. Дополнит этот механизм уже действующий инструмент — фабрика проектного финансирования, предполагающая покрытие 80% стоимости проекта синдицированными кредитами (уже приняты решения о финансировании десяти проектов на 760 млрд руб., еще 12 — на 1,4 трлн руб.— в стадии рассмотрения). Власти рассматривают возможность расширения мандата «фабрики» на пулы проектов и проекты с длительными сроками окупаемости.
Для повышения инвестактивности в регионах Минэкономики предлагает распространить инвествычет по налогу на прибыль организаций на затраты на производственные здания. Обсуждается и расширение сроков планирования выплат компенсаций вычета регионам — центр покрывает им до 67% недополученных доходов. Сейчас средства на это предусмотрены только на 2021 год — 27 млрд руб., однако, как пояснил министр, «губернаторы просят дать среднесрочную перспективу». Идею поддержал помощник президента Максим Орешкин, предложив расширить планирование «как минимум» до трех лет.
В частности, Минстрой уже опубликовал проект программы выпуска таких бумаг для финансирования коммунальных объектов, необходимых в реализации масштабного жилищного строительства, потенциальные размещения ведомство оценивает в 300 млрд руб. в 2021–2023 годах.
Пока, впрочем, новый инвестцикл не проявляет себя в экономической статистике. По оценке ЦМАКП, в августе восстановление инвестактивности замедлилось, предложение инвесттоваров выросло к июлю лишь на 0,7% (месяцем ранее — на 6,6%, а в среднем с мая по июль — на 4,3% в месяц, все оценки с устранением сезонного фактора), и в основном за счет роста импорта машин и оборудования. Внутреннее их производство стагнировало, а предложение базовых стройматериалов даже снизилось. По этим данным аналитики центра оценивают снижение инвестиций в основной капитал в августе на 1,6% в годовом выражении. По данным Росстата, во втором квартале капвложения снизились на 7,6% после роста на 1,2% в первом.
После роста баланса инвестиционных намерений в мае—августе (на 24 пункта из 40 потерянных в апреле) в сентябре показатель вновь упал на 14 пунктов. При этом первое место по интересу к мерам стимулирования капвложений (64% предприятий — абсолютный рекорд) заняли «ясность и предсказуемость макроэкономической ситуации». Ослабление рубля и ухудшение финансовых результатов увеличили «спрос» промышленности на снижение цен на оборудование (55% компаний), при этом «спрос» на защиту внутреннего рынка от импорта также упал с 34% до 25%. «Активное использование властями в условиях кризиса поддержки кредитования текущей деятельности показало предприятиям возможность получения или расширения такой поддержки и на инвестиционную активность»,— отмечает автор исследования Сергей Цухло. Снижение процента по кредитам, субсидии, гарантии, госучастие могли бы стимулировать капвложения почти у половины предприятий, а налоговые льготы упоминают лишь 42% компаний.
Источник: Коммерсантъ