За месяц до окончания 2020 года статистика исполнения нацпроектов, несмотря на значительные изменения в них и эпидемические ограничения экономической активности, выглядит позитивно. Большинство министерств-кураторов сообщают о практически полном исполнении графиков расходования бюджетных средств и планов в декабре. В декабре ведомствам предстоит потратить по этой линии чуть менее 20% годовых расходов — это отчетливо лучше 2019 года, чрезвычайные обстоятельства, видимо, впервые повлияют на размер «бюджетного навеса» в требуемую много лет Минфином сторону.
В правительстве свели актуальные цифры министерств, характеризующие исполнение нацпроектов и составляющих их федеральных проектов за январь—ноябрь 2020 года. Напомним, в стандартной ситуации эта статистика позволяет в определенной мере судить об эффективности организации госрасходов (в данном случае заведомо объявленных приоритетными) — причин, по которым исполнение бюджета «сдвигается» на конец года, исторически очень много. В 2020 году эти цифры дополнительно важны и с точки зрения бюджетной поддержки экономики, находившейся из-за локдаунов в рецессии, и как оценка влияния эпидемии на работу госаппарата. Премьер-министр Михаил Мишустин в ноябре заявил о недопустимости переносов бюджетных расходов в конце года. Напомним, значительная часть новой команды Белого дома работала в структурах Минфина, который, в свою очередь, много лет добивается сокращения «бюджетного навеса» и равномерности федеральных трат — цифры 11 месяцев 2020 года показывают эффект ее работы.
По состоянию на 1 декабря общее исполнение расходов по нацпроектам — 1754,2 млрд руб., или 78,1% от плана. Наилучшие показатели — по нацпроекту «Демография»: 90,5%, где тем не менее констатируется отставание от плана на 1%. Стопроцентное кассовое исполнение в нацпроекте ожидается по итогам года по расходам, связанным с финподдержкой семей и обучением, в целом до конца года нацпроект предполагается профинансировать на 95–96%. Чуть ниже по цифрам исполнение жилищного нацпроекта (88,2%), впрочем, на деле он реализуется практически в плане, и в Белом доме предполагают, что к концу года исполнение составит практически 100%. Для большинства нацпроектов прогнозы министерств схожи.
Цифровой нацпроект наиболее радикально менялся в 2020 году в сравнении с любым другим, сводная бюджетная роспись снижалась с 108,9 млрд руб. до 90 млрд руб., большая часть работ, которые будут влиять на исполнение нацпроекта, реализуется в декабре — сейчас в Минцифры прогнозируют полное исполнение расходов нацпроекта по итогам года. Почти такие же цифры по итогам года (98,8%) ожидают по итогам декабря по нацпроекту «Экология» (сейчас исполнение — 61,5%). Нацпроект принято считать проблемным, но, исходя из статистики правительства, низкий уровень исполнения — это проблемы с межбюджетными трансфертами по линии Минстроя в ФП «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал» и по линии Минприроды в ФП «Чистая страна» и «Система обращения с ТКО» — предполагается, что в декабре регионы примут эти средства.
В крупнейшем автодорожном нацпроекте исполнение составляет 77,6%. Его руководство заявляет о том, что сейчас его бюджет освоен на 85% по факту, реально же оценить финальную цифру можно будет лишь «в двадцатых цифрах декабря» — большую часть контрактов в нем заключают регионы, они исполняются в эти даты. Ситуация с комплексным планом по магистральной инфраструктуре в цифрах выглядит проблемно (исполнение на 69,5%), впрочем, низкие цифры отчасти связаны с учетной политикой в отношении подрядчиков — многие данные «закрываются» именно в декабре.
Наконец, нацпроект по здравоохранению исполнен на 78,9%, и сейчас единственное твердое предсказание по поводу годового плана — более 90% назначений. Отметим, впрочем, что в 2019 году на ту же дату (5 декабря) медицинский нацпроект был освоен лишь на 70,9%: в целом результат эпидемии для нацпроекта — улучшение, а не ухудшение бюджетной дисциплины. Риски неосвоения бюджета в 2020 году оцениваются как «незначительные» — исполнение большинства пока неисполненных назначений планируется на декабрь.
У Минфина и министерств нет разногласий, это технические моменты, объясняет чиновник в правительстве: «Данные Минфина — за 11 месяцев, без учета в статистике данных на 1 декабря. Большая часть министерств говорит о том, что уже сейчас показатели кассового исполнения по нацпроектам у них выше, а на конец года ситуация будет еще лучше». Декабрьские сводки, действительно, часто лучше, поскольку часть отправленных в ноябре платежных поручений учитывается в следующем месяце, кроме того, отправка неистраченных средств в резервный фонд (и, соответственно, уменьшение плановых показателей по нацпроекту) происходит после принятия решений об этом в октябре—ноябре — раньше в этом нет смысла — обычно также в последний месяц года. С 1 декабря связаны и другие изменения 2020 года в учетной политике по нацпроектам (см. “Ъ” от 26 ноября).
В любом случае, для большинства министерств чрезвычайная ситуация действительно стала фактором, усиливающим бюджетную дисциплину. Другим фактором, очевидно, стал ввод в действие внутренней цифровой системы мониторинга в Белом доме: информация о том, что в реальности происходит с бюджетом, уже несколько месяцев доступна для всей управленческой вертикали не в режиме запроса, а онлайн.
Источник: Коммерсантъ