Владельцы крупных железнодорожных операторов предложили допустить частные компании к рынку локомотивной тяги: они смогут оказывать услуги вместо РЖД, а монополия сможет сократить затраты на закупку подвижного состава
Владельцы крупных железнодорожных операторов на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова, которое состоялось в четверг, 10 декабря, предложили дать им право эксплуатировать локомотивы для перевозки грузов на путях общего пользования — сейчас такое право есть только у монополии. Это, по их версии, поможет сократить ежегодные затраты РЖД на закупку подвижного состава (обновление необходимо для удовлетворения спроса на грузоперевозки) и снизить, таким образом, дефицит инвестпрограммы монополии. На закупку локомотивов для перевозки грузов РЖД ежегодно тратит от 50 до 150 млрд руб. Предложение на совещании озвучили владелец «Первой грузовой компании» (ПГК) Владимир Лисин и представитель «Трансойла» (принадлежит Геннадию Тимченко), рассказали РБК три источника, близких к участникам встречи.
«Мы считаем целесообразным привлечение частных инвестиций в обновление парка тягового состава», — сообщил представитель НЛМК (также принадлежит Владимиру Лисину). При этом, компания, по словам собеседника РБК, предлагает допустить использование частных локомотивов на путях РЖД только на немассовых маршрутах, где нет узких мест железнодорожной инфраструктуры.
Представители Белоусова и «Трансойла» отказались от комментариев.
Почему РЖД против открытия доступа
Операторы уже много лет просят РЖД предоставить им право эксплуатировать локомотивы на путях общего пользования. У ряда операторов (у «Трансойла», «Нефтетранссервиса», «Балттранссервиса») собственный парк магистральных локомотивов есть, но они могут эксплуатировать его только на ограниченных направлениях.
Но РЖД выступали против допуска частных компаний на рынок локомотивной тяги, считая, что они заберут себе высокодоходные грузы и выгодные направления. В четверг представитель монополии заявил РБК, что «либерализация тяги (предоставление прав на эксплуатацию локомотивов частным компаниям) неизбежно приведет к снижению эффективности железнодорожного транспорта и создаст дополнительную непроизводительную нагрузку на пропускную способность инфраструктуры, а в конечном итоге приведет к удорожанию перевозки для потребителей услуги».
По словам генерального директора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, для операторов рынок локомотивной тяги — это значимый и растущий сегмент в выручке, особенно в условиях снижения арендных ставок на полувагоны и им, конечно, было бы выгодно расширить свое участие в этом бизнесе. Однако Бурмистров напоминает, что для формирования условий для либерализации локомотивной тяги прежде всего необходимо решить давнюю проблему — выделить локомотивную составляющую из тарифа РЖД (тариф монополии включает в себя плату за эксплуатацию локомотива, вагонов и за использование инфраструктуры), чтобы оценить эффективность тех или иных направлений и самого локомотивного бизнеса в целом. При этом сейчас есть и другая более актуальная для грузовладельцев проблема — с маневровыми локомотивами (предназначены на передвижений вагонов на станциях и подъездных путях), парк которых сильно изношен. Было бы оптимальным чтобы операторское сообщество в первую очередь сфокусировалось бы на этом, считает эксперт.