Отличительной особенностью Восточного экономического форума в этом году стало более активное обсуждение экологической повестки, причем в первую очередь экономических последствий нового климатического регулирования: все больше стран объявляют о планах достижения углеродной нейтральности (то есть состояния, при котором выбросы полностью поглощаются). Участники сессий сошлись во мнении, что углеродное регулирование в том или ином виде станет нормой в ближайшие годы и может существенно повлиять на рынки углеводородов и торговые потоки. В том числе и на Дальнем Востоке, экспорт которого составляют в основном сырьевые товары — например, в Японию и Южную Корею, которые уже заявили о планах по снижению выбросов.
Глава РСПП Александр Шохин призвал вести переговоры на международном уровне с тем, чтобы договориться о взаимном признании систем учета выбросов. «Климат не имеет национальных границ, и задача не в том, чтобы обложить налогами, важно призывать страны к введению национальных систем, соответствующих определенным критериям»,— заявил он, отметив, что России необходимо уже сейчас менять методику оценки поглощающей способности лесов, которая является более жесткой по сравнению с другими странами, а также добиваться признания атомной и гидроэнергетики зелеными.
Основатель проекта «КарбонЛаб» Михаил Юлкин отметил, что уже 120 стран дали обещания о выходе в чистый ноль (Россия это пока не сделала), поэтому у РФ могут возникнуть проблемы с экспортом углеводородов, вызванные снижением спроса на уголь, газ и другие ресурсы.
О не слишком оптимистичных перспективах угля на форуме говорили и спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс (который предрек «столкновение со стеной» экспортерам угля в результате сокращения его потребления в Китае), и спецпредставитель по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов (который заметил, что сейчас углем «забит» Восточный полигон РЖД, хотя самой компании гораздо выгоднее перевозить контейнеры).
Непредсказуемость глобального спроса осложняет модернизацию инфраструктуры — ее строительство требует долгосрочных прогнозов, которые сейчас затруднительны. Так, глава СИБУРа Дмитрий Конов отметил, что российская экономика переходит на новые способы мультимодальных перевозок (традиционно основной экспорт шел по трубам), но из-за этого растет нагрузка на логистическую инфраструктуру и производители фактически конкурируют с транзитными перевозчиками. Всего же из-за ограничения пропускной способности в прошлом году не получилось перевезти 15 млн тонн груза, оценивают в Минвостокразвития. В качестве альтернативы и «запасного пути» российские власти рассчитывают использовать Северный морской путь, грузооборот на котором за пять лет вырос с 3 млн до 33 млн тонн, но все имеющиеся ледоходные суда уже загружены.