Российское правительство приступило к проектированию национального варианта углеродного налога, сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на двух федеральных чиновников, а также источник, знакомый с ситуацией. Для этого в ближайшее время будут созданы рабочие группы. Предполагается, что разработка займет год-полтора.
Главная задача при этом — достичь признания национального регулирования на международном уровне и добиться зачета платежей за выбросы CO2 в России Европой.
«Ни правительство, ни бизнес не заинтересованы в том, чтобы в ЕС взимали с российских экспортеров платежи по своему усмотрению. Ключевая логика – опередить Евросоюз с разработкой национального регулирования, сделать его комфортным для бизнеса и добиться зачета российских мер наравне с европейскими», — сказал собеседник «Ведомостей».
Проект европейского трансграничного углеродного налога (ТУР), опубликованный ЕК 14 июля текущего года, предполагает, что импортеры в ЕС должны будут приобретать СВАМ-сертификаты и обменивать их на право ввезти продукцию. Цена на выбросы, содержащиеся во ввозимых товарах, будет определяться исходя из стоимости CO2 на аукционах в европейской системе торговли квотами (EU ETS). В настоящий момент она составляет порядка 60 евро за тонну углерода.
Как отметили источники издания, правительство рассматривает три формата реализации российского углеродного налога. Первый — бизнес платит сбор по определенной ставке за превышение пороговых значений выбросов. Второй — внедрение системы торговли квотами на выбросы. Третья — комбинация первых двух вариантов. При этом пока не ясно, будет распространяться налог только на экспортеров или также на других участников рынка.
По мнению руководителя направления «Климат и зеленая энергетика» ЦСР Ирины Поминовой, важно разграничивать внутренние механизмы углеродного ценообразования (системы торговли квотами на выбросы и углеродными налогами) и трансграничный налог. Если внутренние механизмы уже достаточно распространены, то примеры трансграничных налогов единичны — они направлены на выравнивание условий для национальных производителей, которые выплачивают углеродный сбор, и внешних, у которых сборов нет.
При этом освобождение от трансграничного углеродного может быть предоставлено товарам из тех стран, в которых распространена европейская система квот EU ETS или есть своя национальная система, связанная с EU ETS. Важно также, чтобы платежи за выбросы по национальной системе были сопоставимы с платежами по системе EU ETS.
Источник: Нефтегазовая вертикаль