Контрастность GR сильно повысилась;
Если раньше вклад GR-щика оценивался комфортом акционеров, то сейчас он становится критической частью повседневной бизнес-повестки;
Регуляторные риски компаний высоки как никогда: любую индустрию могут в одночасье принести в жертву пандемии;
Возможности тоже беспрецедентны: новые драйверы приведут к изменениям на рынках и откроют целые индустрии для решительных игроков;
Роль государства возрастает повсеместно;
«Пандемийное» право пришло на смену «телефонному»;
На смену культа инноваций приходит устойчивое развитие с зелёным оттенком…
Пандемия внесла необратимые сдвиги во все сферы бизнеса. В этой колонке поговорим, как изменилась профессиональная работа с государственными органами.
Потенциальные бенефиты от сотрудничества с государством стали весомее и теперь всерьез рассматриваются даже традиционно независимыми корпорациями. Но и регуляторные риски компаний высоки как никогда: любую индустрию могут в одночасье принести в жертву пандемии. Причем, прямой связи с ковидом уже не просматривается: возникла новая реальность, которая с нами надолго.
Пандемийное право
Смысловые изменения затронули фундаментальные основы теории государства и права. Это уже не про удалёнку и не про маски. Общества большинства стран мира негласно одобрили получение экстраординарных полномочий госструктурами в целом, и исполнительными органами — в особенности. Мэр города, губернатор или министр может установить по каким дням и кому можно ходить на работу, остановить поставки отдельных видов продукции или, напротив, разрешить то, что обычно запрещает закон. Открыть или закрыть границы для отдельных категорий людей, в зависимости от страны их происхождения, гражданства. Когда-то такие вопросы выносились на референдум… Осознавая масштаб планетарного бедствия, общество (как и надзирательные органы), уже второй год согласно подчиняться немыслимым ранее запретам и ограничениям. Наверно, можно говорить о том, что населением планеты пересмотрен базовый атрибут демократии – представительство. Парламентские институты сильно сдают позиции во всех частях планеты, все смыслы перенесены в исполнительную ветвь, которая сама напрямую общается с обществом, через электронные государственные услуги, маркетплейсы и онлайн платформы.
Учитывая масштаб и драматизм происходящего, регуляторные решения принимаются молниеносно, минуя общественную легитимизацию представительскими органами, исключительно на основе аргументов эпидемиологичсекой безопасности и целесообразности в текущей обстановке, невзирая на процедуры и юрисдикции. Этот чрезвычайный мандат уже заранее акцептован обществом в обмен на возможность работать из дома. Теперь в один день можно прикрыть целые рынки, не говоря уже о компаниях. Еще в 2019 году «угроза ухода компании из страны» считалась последним козырем и весомым доводом в выбивании особых условий, а сейчас на фоне многомиллиардных потерь бизнеса и закрытых границ это вообще не аргумент – и так происходит каждый день.
Границы старой нормальности (о них, кстати, большинство населения не скучает) буквально снесены двумя ключевыми факторами:
- ставшая неприкрытой санкционная борьба между юрисдикциями определяет глобальные поставки и экономические колебания;
- «пандемийное» право пришло на смену «телефонному» — экстраординарные решения принимаются в рамках чрезвычайных полномочий без оглядки на законные полномочия.
Эти два явления причудливо сплелись в коктейле общемировой турбулентности, конца которой не видно. Роль государства возрастает в большинстве стран мира, а главную роль в повестке занимают уже не инновации, а экология и устойчивость.
Драйверы рыночных изменений
В мировой и российской государственной регуляторной повестке четко прорисовались новые тренды, которые пополнили зону ответственности (scope) GR служб. Это, в первую очередь, риторика устойчивого развития (sustainability), прослеживаемости товаров (tracebility), сокращение карбонового следа (carbon print, ESG, etc).
На фоне готовности общества и мировых рынков к системным изменениям эти новые драйверы приведут к изменениям на рынках и откроют целые индустрии для новых игроков.
Сфера экономики | Драйверы изменений |
Энергетика и сопутствующие отрасли | зеленая энергетика, возобновляемые носители, углеродный след |
Транспорт | глобальные цепочки поставок пострадали – отсюда стремление корпораций к локальной автономности |
Продукты питания и потребительские товары | меняется потребительский спрос, прослеживаемость и экологичность |
Туризм и отдых | объективные карантинные ограничения формируют новую мировую карту курортов |
Медицина и фармацевтика | бурный рост в связи с пандемией и большими инвестициями |
Сельское хозяйство | цифровизация, устойчивое развитие, биологические технологии, точное земледелие |
Учет новых трендов становится необходимым и важным в работе специалистов по работе с государственными органами. Это принципиально новая повестка, которая, возможно, приходит на смену постулату прежних десятилетий — инновациям.
Методологические изменения
На фоне системных обновлений политической и экономической жизни в повседневную работу бизнеса с государством также приходят новшества, вызванные пандемией. Вот некоторые из них:
Упростился доступ к чиновникам за счет общего перехода в онлайн:
— проще получить статусного спикера на конференцию через любую систему ВКС;
— директор департамента федерального министерства в WatsUp – стало нормой;
— бумажный документооборот больше не является условием официального рассмотрения, любой документ можно внести электронно и также отследить его прохождение.
Очное присутствие становится привилегией:
— все больше конференций и форумов проводятся в гибридном формате, когда спикеры и статусные гости собираются «узким кругом» в студии или конференц-зале, а рядовые слушатели находятся по ту сторону экрана;
— поле для выстраивания неформальных отношений со стейкхолдерами сужается,
— физические командировки – это бонус для топ-менеджеров.
Цифровизация работы государственного аппарата:
— посредники и агенты вынуждены уступать место он-лайн-платформам;
— повышается прозрачность принятия решений;
Растет роль отраслевых союзов и ассоциаций – не всех, но специализированных. Особенно усиливаются объединения отечественного бизнеса в тех отраслях, которым оказывается антикризисная поддержка: сельское хозяйство, потребительские товары, фармацевтика, туризм, строительство. Страновые палаты и национальные бизнес-ассоциации нарастили членскую базу, в трудные времена иностранные компании имеют тенденцию объединяться, но не думаю, что они прибавили в весе с точки зрения влияния.
Стало легче пообщаться удаленно: вместо старой схемы «телефонный звонок —назначение встречи—командировка, встреча—решение» срабатывает переписка в мессенджере и сокращает весь процесс с нескольких недель до нескольких часов. Две строчки в WatsUp имеет такую же силу, как раньше резолюция.
Осталось меньше пространства для неформального общения – это давний тренд, который катализирован пандемией. Все меньше решений мотивировано личными отношениями, для их принятия нужно больше аргументов по сути.
Итак.
Контрастность GR повысилась: если раньше вклад GR-щика оценивался комфортом акционеров и скоростью получения разрешений, то сейчас это критический вопрос повседневной бизнес-повестки. Государство и бизнес объединяются для решения принципиально новых вопросов. Отношения с государством становятся все более профессиональными и прозрачными.
Денис ЖУРАВСКИЙ, GR-директор корпорации Syngenta в России
Специально для портала GR—NEWS
11.11.2021