Россия взяла курс на зеленую экономику. Сейчас, пока ведется подготовительная работа к энергопереходу, стране нельзя упускать открывающихся возможностей, которые могут появиться в связи с декарбонизацией.
Хакасия также стоит на пороге перемен. И этот шанс нужно использовать. 19rus.info продолжает разговор с заведующим кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андреем Тенишевым на тему низкоуглеродного будущего.
— Как развитие зеленой экономики отразится на производственных объемах, прибыли компаний, налоговых отчислениях и рынке труда в регионе?
— Отразится, конечно. Возрастут расходы компаний, связанные с декарбонизацией, — на модернизацию производства и уплату «углеродных налогов». Это и производство алюминия — даже с учетом того, что хакасские заводы, скорее всего, перейдут в условно «чистую» компанию, и добыча золота, баритов и бентонитов, угля, железных и молибденовых руд. Как следствие, можно ожидать снижения объемов налога на прибыль. Можно прогнозировать, что сократится производство угля — не завтра, конечно, но в долгосрочной перспективе такое очень даже возможно.
Серьезным вызовом станет и ситуация в сельском хозяйстве. Для органического потребления без использования химикатов нужно на 35% больше земли, чем сегодня. Поэтому уже сейчас надо думать о том, как помочь сельскому хозяйству и чем можно заместить сокращение доходов от уплаты налогов на прибыль и снижения объемов угледобычи.
В активе у республики — леса и крупнейшие источники «чистой» энергии — Саяно-Шушенская и Майнская ГЭС. Вопрос в том, удастся ли республике монетизировать эти ее конкурентные преимущества. От этого и зависят треки развития Хакасии в новой экономике.
— Столкнется ли Хакасия, добывающая в больших объемах каменный уголь, золото, молибден и другие ресурсы, в ближайшем будущем с серьезной дилеммой — выполнение современных производственных стандартов, направленных на экологичность, или стремление к экономической стабильности, до которой региону еще очень далеко? Или выбирать не придется? В материале РБК вы сказали следующее: «Главное при реализации программы — не подорвать конкурентоспособность экономики и не потерять, а укрепить позиции российских компаний на мировых рынках». Каким образом этого можно добиться при нарастающих требованиях к выполнению экологических стандартов?
— Выбирать не придется. Весь вопрос, когда наступит низкоуглеродное будущее и каким оно будет. Сейчас идет много разговоров и обсуждений. Но начинаются и вполне реальные процессы. В «Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» есть базовый сценарий, направленный на то, чтобы к 2030 году достичь углеродных выбросов на уровне 67% от уровня 1990 года, а к 2050-му — 64%.
Сегодня наша страна в индексе эффективности энергетического перехода Всемирного экономического форума за 2021 год занимает далеко не первые позиции.
Правительство начало подготовку к будущему с низким спросом и изучает варианты адаптации экономики к глобальному энергопереходу — созданы рабочие группы, курирует которые первый вице-премьер Андрей Белоусов.
За работу с регионами в рамках, зеленое финансирование, аналитику и регуляторику будет отвечать Минэкономразвития, за научное сопровождение — Минобрнауки, за работу с реальным сектором — Минпромторг, за реструктуризацию энергетики и водородные проекты — Минэнерго, за климатические проекты — Минприроды, за международное сотрудничество — МИД, Минприроды и Минэк. К декабрю 2021 года рабочие группы должны будут проанализировать, какие отрасли и в какой степени должны быть охвачены декарбонизацией, подготовить прогноз по энергопереходу до 2050 года и обозначить конкретные цели до 2030 года.
Уже в этом году планируется запустить систему зеленого финансирования. У бизнеса появится возможность привлекать более дешевые кредиты на модернизацию своих производств.
Умные компании понимают, что без изменений не обойтись и начинают действовать уже сейчас. Про РУСАЛ мы уже сказали. Сбер и ВТБ, например, начинают запуск программ «зеленой» ипотеки — ставки будут льготными, чтобы стимулировать граждан покупать, а девелоперов — строить экологически чисто жилье. Правительство Москвы выпустило первые в России «зеленые» субфедеральные облигации. Вырученные средства пойдут на реализацию городских экологических проектов. РЖД разместила «зеленые» еврооблигации, направленные на финансирование проектов, улучшающих окружающую среду и экологию, на €500 млн.
Сахалинская область поставила себе цель достичь углеродной нейтральности к 2025 году. Вслед за Сахалином к торговле квотами на выброс углерода готовы приступить еще два региона — Нижегородская и Калининградская области.
На Сахалине будет проведена региональная инвентаризация выбросов и поглощения парниковых газов, создана необходимая инфраструктура поддержки климатических проектов. Итогом эксперимента должно стать формирование региональной системы торговли выбросами парниковых газов и ее интеграция при содействии МИД с международными системами торговли. Сахалин станет пилотным регионом. При удачных результатах эксперимента планируется распространить его на другие территории.
Необходимо не только снижать потребление углеводородов и экологически грязной электроэнергии, но и снижать углеродоемкость такой продукции как цемент, металл, нефтехимия, удобрения.
Государству, регионам и компаниям необходимо внедрять принципы «Экологического, социального и корпоративного управления» (ESG), но важно, чтобы эта тема не стала просто краткосрочной модой, как в свое время были в моде, а потом из нее вышли нанотехнологии. Это тоже непросто и встречает сопротивление.
Торопиться тоже не стоит. Нужно идти в русле мировых трендов. Весь вопрос — с какой скоростью идти и нужно ли нам перегружать свою экономику излишними декарбонизационными обязательствами, чтобы быть самыми «белыми» в мире? В итоговую декларацию Климатического саммита ООН в Глазго не вошло обязательство полного отказа от угля, в декларацию включили более мягкое phase-down, отметив при этом, что речь идет об угле, что сжигается без улавливания C02.
Угольная генерация еще долго (но не вечно) будет востребована. Сейчас это около 35% глобального энергобаланса, а в Китае и Индии почти вдвое больше. Растущие цены на уголь не должны никого расслаблять — такое возможно в краткосрочной перспективе. Цены на алюминий (это относительно чистый металл) будут расти — с учетом предстоящей модернизации заводов РУСАЛа, с хорошей перспективой спроса и использования в «зеленых» технологиях.
В светлом низкоуглеродном будущем таятся и угрозы. Сейчас европейские страны стараются выстроить систему зеленой экономики таким образом, чтобы страны с богатыми ресурсами — такие, например, как Россия, — будут находиться в худшем положении, нежели те, у которых таких ресурсов нет. Предполагается, что наши компании будут платить больше налогов, и это подорвет их положение на мировых рынках. При всем уважении к идеям зеленой экономики, а также цифровизации можно точно сказать, что без использования ресурсов и источников энергии человечество не обойдется. Конечно, интернет, например, штука хорошая и важная, но его не будет, если не будет электрической энергии. Поэтому ущемление прав стран-поставщиков энергетических ресурсов на международной арене недопустимо. Ровно такой же принцип должен действовать и внутри страны, в отношениях федерального центра и регионов, а также в межсубъектных отношениях.
— Возможно ли Хакасии совместить промышленное развитие со взятым страной курсом на зеленую экономику? С помощью каких инструментов этого можно достичь?
— Возможно, конечно. И это нужно делать, потому что такое будущее практически неизбежно. Шевелиться надо уже сейчас — проводить консультации в правительстве России и заинтересованных ведомствах, изучать опыт экспериментальных регионов, передовых компаний и банков. Провести совещания с губернаторами лесных регионов и сформировать консолидированную позицию. Вынести вопрос о декарбонизации на Госсовет и Совет Федерации — не только федеральные министерства должны этим заниматься, регионы — тоже. Те инструменты, о которых вы говорите, формируются только сейчас. Здесь вопрос стратегии — вы будет участвовать в их становлении или будете пользоваться тем, что дадут. Во втором случае не стоит обольщаться, что какой-то «добрый дядя» позаботится о благополучии регионов. Самим этим надо заниматься и отстаивать собственные позиции.
Республике необходимо планировать переход на чистые источники энергии — длительный, поэтапный, но он нужен. Нужно постепенно сокращать потребление угля, переходя на электрическую энергию и газ. Газификация региона нужна и возможна, но по этому вопросу нужно работать с правительством и Газпромом. Переход к зеленой экономике — хороший повод эту работу начать.
Сейчас есть много вопросов к работе регионального оператора — начиная от размера тарифов, заканчивая вывозом мусора и утилизацией отходов. Это тоже вопрос зеленой экономики.
Источник: 19rus