Альтернативная газификация может стать одним из драйверов динамичного расширения региональных рынков газопотребления. Масштабная Программа социальной догазификации, совпавшая с другими условиями, благоприятствующими развитию внутреннего газового рынка, нацелена на радикальное повышение объемов потребления природного газа как частными домохозяйствами, так и промышленными объектами.
Амбициозная задача, поставленная президентом перед ответственными за реализацию Программы институтами, организациями и лицами, подразумевает достижение отметки 83% технически возможной газификации к 2030 году. Эксперты расходятся во мнении касательно перспектив достижения целевых показателей, но единогласны они лишь в одном: реализация поставленных задач возможна исключительно при использовании альтернативных инструментов. В частности, сжиженного природного газа (СПГ) и компримированного природного газа (КПГ).
«Сегодня решение задачи по доступности дешевых энергоресурсов в российских регионах – один из ключевых вопросов повестки: экономическая устойчивость, социальная стабильность, национальная безопасность напрямую зависят от того, удастся ли обеспечить население и, что немало важно – промышленность – доступной энергией. Источником этой энергии сегодня, безусловно, может стать только природный газ. Если с алгоритмом развития газопроводных сетей в России более-менее все понятно: нет недостатка в нормативно-правовом, техническом и кадровом ресурсах, то, в случае с механизмами альтернативной газификации, ситуация не такая радужная. Разработка и утверждение программ по расширению использования СПГ, строительство достаточного количества малотоннажных СПГ-заводов, создание и актуализация технических регламентов, разработка эффективных логистических решений для поставке СУГ и СПГ, формирование эффективной системы ценообразования, призванной снизить разницу в цене между сжиженным и трубопроводным газом – вот задачи, которые должны быть решены в первую очередь», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.
Сжиженные и компримированные газы, безусловно, обладают рядом преимуществ с точки зрения газификации. В первую очередь – высокая мобильность: автомобильным транспортом СПГ и СУГ можно доставить в районы, где трубопроводная газификация либо невозможна технически, либо нерациональна экономически. И если объемы производимого СУГ строго привязаны к объемам добываемых ископаемых углеводородов, то СПГ может производиться из природного газа или метана практически в неограниченном количестве. Доставка СПГ осуществляется преимущественно в криогенных танк-контейнерах, позволяющих осуществлять мультимодальные перевозки разными видами транспорта и хранение СПГ. Данное направление в значительной степени развито в России: необходимости в радикальном погружении в вопросы сжижения не требуется, многомилионные инвестиции в кадры и технологии, сделанные ранее, уже дали положительные плоды.
В пользу СУГ говорит относительная простота технических требований к инфраструктуре и таре для хранения и транспортировки, более низкая стоимость доставки, хранения и дистрибуции, большая теплотворная способность СУГ. В отличие от СПГ, он не ограничен в сроках хранения, что важно для удаленных территорий с сезонной доставкой грузов.
«Ключевым барьером к активному использованию СПГ и СУГ для газификации российских регионов является капиталоёмкость технологической инфраструктуры. Альтернативная газификация в некоторых случаях может быть дороже, чем трубопроводная. Поэтому крайне важно разработать эффективную, рабочую экономическую модель производства, доставки и потребления сжиженных газов. При локализации производства сжиженных газов следует рассматривать возможность перевода транспорта на газомоторное топливо, перевода котельных и промышленных объектов с угля, нефти и дизельного топлива на автономное газоснабжение. Промышленный потребитель сегодня, как никогда готов к модернизации производства с целью повышения энергоэффективности и конкурентоспособности своей продукции — подчеркнул эксперт.
При реализации программ газификации важно одновременно решить социальную задачу по улучшению качества жизни населения, повышения доступности газа для промышленников и не потерять экономическую эффективность. Приоритеты абонентов сегодня при выборе метода энергоснабжения — стоимость, экологичность и доступность использования. Для того, чтобы СПГ соответствовал этим приоритетам, необходимо подходящее тарифное регулирование, государственная поддержка, включая субсидирование, создание инфраструктуры СПГ.
СПГ и СУГ уже в ближайшем будущем могут стать важнейшими элементами системы обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации. Несмотря на высокую стоимость процесса производства и транспортировки сжиженных газов, они решают важнейшую задачу – доставку природного газа в труднодоступные районы. Актуальность данного вопроса для регионов с высокой дисперсностью населения – Саха (Якутия), Бурятия – крайне высока. А внимание к данному аспекту топливно-энергетических балансов российских регионов со стороны регулятора, региональных администраций и крупных топливно-энергетических компаний – повышается пропорционально потребностям населения и промышленности в электрической, тепловой энергии, в природном газе для промышленных нужд.