В прошлом – 2022 – году мировая энергетическая индустрия претерпела значительные изменения. «Тектонические» смещения политических курсов крупнейших экономик повлекли за собой серьезную трансформацию всей производственно-логистической цепочки энергоресурсов. Более того, события, развернувшиеся на мировой политической арене, изменили структуру спроса на энергоносители, перекроили подход даже самых энергоемких стран-производителей к обеспечению собственной энергетической безопасности. В сложившейся ситуации жизненно важно определить и осознать роль и место природного газа в обновленной мировой энергетической системе.

Грядущий год может, с одной стороны – в значительной мере снизить потенциал газа как основного гаранта энергетической стабильности в развитых государствах Запада, которые, традиционно, являются активными потребителями этого энергоресурса; с другой стороны – стать катализатором для экономической, технологической, логистической и дипломатической составляющих газовой индустрии. В первую очередь – в Российской Федерации.

Мировой сырьевой рынок на конец 2022 года претерпел радикальные изменения: кризис нашел свое отражение в росте цен, в быстром изменении мировых газовых потоков, в снижении общего потребления природного газа. Так, за прошлый год суммарный объем газа, использованного для коммунальных и промышленных нужд, снизился на 55 млрд кубометров относительно предыдущего года, который, к слову, был постпандемийным. Очевидно, главной причиной такого снижения стал отказ Европейского Союза от полного объема потребления российского природного газа. В этом регионе потребление данного энергоресурса снизилось на 50 млрд кубометров.

В 2022 году дисбаланс спроса и предложения газа усилился вследствие принятия в ряде стран политически мотивированных решений, направленных на отказ от импорта российского газа. На фоне роста газовых цен в Европе произошло перераспределение потоков сжиженного природного газа и их переориентация из других регионов на европейский рынок. При этом значительная часть прироста поставок СПГ в Европу была обеспечена за счет перенаправления партий СПГ, а не увеличения его производства. Фактически, это привело к нехватке энергетических ресурсов в других странах.

«Потеря западных рынков для российского экспорта энергоресурсов является серьезным вызовом: сотни миллионов кубометров природного газа одномоментно оказались невостребованными. Почти год как рынок ищет новое «состояние равновесия»: управленческие решения, принятые регулятором, позволили установить систему ориентиров в ТЭК. Первое – продолжаем наращивать объемы предложения для азиатско-тихоокеанского региона: промышленность Китая, Индии и прочих динамично растущих экономик готовы покупать российское топливо. Второе – крейсерскую скорость набрала газификация российских регионов. Создание условий для развития собственных промышленных производств, аналогичных ушедшим западным контрагентам – одно из опорных направлений развития российской экономики, требующее доступной энергии, в первую очередь – за счет газа. Третье – развитие индустрии сжиженного природного газа, которая послужит как для создания эффективной альтернативы трубопроводному газу, так и для укрепления экспортного потенциала российских топливных компаний», — отметил Даниил Яблоков, генеральный директор инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе.

Несмотря на постоянно усиливающееся «зеленое» лобби в крупнейших экономиках мира, за 2022 год наблюдается рост спроса на ископаемые углеводороды. В одной стороны, такая ситуация обусловлена постепенным выходом из постпандемийного производственного кризиса; с другой – стремлением промышленников, закрыв глаза на вопросы декарбонизации, увеличить валовую прибыль и сформировать финансовый «резерв прочности» на случай очередного ковидного кризиса. Экономика, в данном случае, преобладает над политикой. Действительно, под давлением промышленного лобби в большинстве стран ориентир на декарбонизацию отошел на второй план. Приоритетом вновь стали энергетическая безопасность и доступность энергоресурсов.

Долгосрочные прогнозы в эпоху экономической и политической нестабильности – дело не самое благодарное. Но мета-показатели позволяют предположить, что именно природный газ останется одним из ключевых энергоресурсов, обеспечивающим бесперебойную работу крупных промышленных кластеров, а следовательно – поступательный рост активно растущих экономик. В первую очередь – азиатско-тихоокеанского региона. Ожидается, что к 2040 году его потребление может превысить уровень 2021 года примерно на 20%. Ключевую роль в увеличении энергопотребления, в том числе газа, будет играть Китай. Объем газового рынка Китая — самого динамично развивающегося в мире — уже в среднесрочной перспективе превысит совокупный уровень потребления всех стран европейского региона.

«Остается очевидным тот факт, что Европа не сможет в течение длительного периода времени обходиться без природного газа. «Зеленой энергетике» необходим серьезный научный прорыв, чтобы составить реальную конкуренцию. В противном случае – который, к слову, более реалистичен – «зеленые технологии» уже в ближайшее время вновь уйдут с авансцены общественно-политического процесса, уступив место традиционным углеводородам. Для нас уже привычна ситуация, при которой энергоносители являются инструментом политического влияния. Прогнозировать последствия такого рода «политического торга» с использованием энергетической составляющей непросто, но некоторые вещи не поддаются сомнению. За эпохой политической нестабильности последует «ренессанс» природного газа: отложенный спрос, накопленный за период жесткой экономии, накроет рынок, потребовав значительно нарастить объемы производства и темпы насыщения рынка доступной энергией Аналогичного мнения придерживается и политическая верхушка Турции: именно там на фоне эскалации международных отношений и введения жестких ограничений на покупку российских энергоносителей приступили к созданию крупного газового хаба, который, впоследствии, может стать основным источником трубопроводного газа для Европы. Следует отметить, что СПГ, который сегодня, безусловно, «на коне» ни в коем случае не выиграет у трубопроводного варианта – это чистая экономика! Кроме того, исходя из актуальной конъюнктуры, крупным и средним производствам европейского региона необходимо искать новые территории для размещения мощностей: США – дорого и неопределенно; Китай и Азиатско-тихоокеанский регион – слишком высокая конкуренция за производственные площадки; Россия – отличный вариант (дешевая энергия, доступная рабочая сила, полная безопасность. Казалось бы – выбор очевиден, но существует политическая компонента, которая, рано или поздно, нормализуется. Именно тогда и начнется активная локализация крупной и средней западной промышленности на территории России – производители придут, руководствуясь экономической целесообразностью. Нужно быть к этому готовыми: развивать перспективные проекты, расширять газотранспортные сети, повышать пропускную способность ГРС, магистральных и распределительных газопроводов», — добавил эксперт

На данный момент отечественная газовая индустрия, находясь под беспрецедентным гнетом международных санкций, адаптируется под обновленные условия мирового топливно-энергетического рынка. В частности, перенаправлены основные потоки природного газа с западного на восточное направление, активизирована нормотворческая и управленческая деятельность в части поддержки российских компаний-экспортеров природного газа. Особое внимание в сложившихся условиях регулятор уделяет вопросам насыщения внутреннего рынка, создания дополнительных объемов внутреннего платежеспособного спроса, расширения региональных газотранспортных сетей и развитие частично дерегулируемого внутреннего рынка природного газа, в первую очередь – на платформе Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи.

Ключевой игрок российской газовой отрасли – ПАО «ГАЗПРОМ» — наметил канву дальнейшего развития индустрии природного газа на 2023 год. «Газпром» сохраняет курс на укрепление энергетической безопасности Российской Федерации и ее стратегических партнеров. Компания продолжает развивать мощности по добыче, транспортировке и переработке углеводородов. В частности, ведет работу, направленную на объединение газовой инфраструктуры на западе и востоке страны. «Газпром» осуществил ввод в эксплуатацию Ковыктинское месторождение и участок газопровода «Сила Сибири» для газоснабжения восточных регионов России и увеличения экспортных поставок в КНР.

 

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.