В 2015 г. тарифы РЖД были проиндексированы на 10% (в 2014 г. они замораживались). Помимо этого РЖД решила получить свою долю выгоды от девальвации рубля и до 2017 г. ввела надбавку к тарифу в 13,4% при отправке металлургических и угольных грузов на экспорт (надбавка для нефтяных грузов действовала с августа 2014 г.). РЖД приняла такое решение в связи с сильной девальвацией рубля по отношению к доллару: рост курса доллара значительно сократил тарифную нагрузку на грузоотправителей, работающих на экспорт, говорил тогда представитель транспортной монополии.

С января 2015 г. угольщикам удалось снизить экспортную надбавку для своих грузов с 13,4 до 1,3%. Металлурги тоже хотят платить меньше и требуют отмены надбавки, следует из письма президента РСПП Александра Шохина на имя премьера Дмитрия Медведева (документ есть в распоряжении «Ведомостей»).

Во второй половине 2015 г. девальвационный эффект был исчерпан, на 30–40% снизились цены на металлургическую продукцию, говорится в пояснительной записке к письму. Доля транспортных затрат в производстве чугуна выросла до 28%, а для стальной заготовки – до 14%. С учетом того, что потребление на внутреннем рынке падает, металлургам придется сократить производство на 15%. А это значит, что железнодорожные перевозки грузов могут сократиться на 50 млн т и привести к экономическим потерям РЖД (для производства 1 т стали требуется 3 т сырья), приводятся расчеты РСПП.

В письме Шохин и комиссия РСПП по металлургическому и горнорудному комплексу предлагают отменить экспортную надбавку и ввести мораторий на ее возобновление до января 2019 г.

Заседание правительства, посвященное тарифам, инфраструктуре и инвестпрограмме РЖД, пройдет в четверг. На встрече может быть поднят вопрос об отмене экспортной надбавки РЖД для металлургов, надеются два источника «Ведомостей» в металлургических компаниях.

РЖД продолжает отслеживать уровень транспортной составляющей в цене перевозимых грузов, говорит представитель монополии. «Решения об изменении коэффициентов в рамках тарифного коридора будут приниматься исходя из экономической целесообразности для компании», – отметил он. РЖД рассчитывает, что из-за экспортной надбавки и надбавки на внутренние перевозки дизельного топлива (7,4%) доходы компании вырастут в 2016 г. на 33,4 млрд руб. (чистая прибыль монополии в 2016 г. согласно финплану составит 2,2 млрд руб.), отмечается в пояснительной записке к проекту финплана РЖД на 2016 г. А в 2017 г. доход за счет сохранения этих надбавок будет 36,8 млрд руб. В случае если действие повышающих коэффициентов прекратится, то РЖД будет добиваться расширения прав по применению тарифного коридора, указано в записке РЖД. Представитель НП «Русская сталь» напоминает, что его некоммерческое партнерство выступает за отмену экспортной надбавки и позиция по этому вопросу не менялась.

Экспорт черных металлов за январь – сентябрь 2015 г. к уровню 2014 г. увеличился на 5,5% до 32,8 млн т, в деньгах падение составило 25% до $13,5 млрд, следует из данных таможенной статистики (см. график).

Рентабельность экспорта черных металлов в ноябре 2015 г. приблизилась к нулю, говорит аналитик БКС Кирилл Чуйко. По его словам, экспортные цены на прокат только за минувшую неделю упали на 3% ($8) до $267,5 за 1 т и могут еще упасть на $10–15 под давлением мирового перепроизводства и падающих европейских и китайских цен. Естественно, российские металлурги будут по максимуму сокращать затраты – например, транспортная составляющая для НЛМК – всего $2–3 за 1 т, говорит Чуйко. Но даже сокращение этих затрат не позволит компаниям значительно улучшить ситуацию на экспорте, уверен эксперт.

Оставьте ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.