Председатель совета директоров компании «А2 Молоко» Антон Щетников рассказал о том, как построить бизнес на заботе о здоровье и зачем идти на риск с выпуском неизвестного в России продукта.
Наша история началась в 2013 году, когда мы впервые услышали о молоке А2. В то время у нас с партнерами уже было собственное молочное хозяйство в Можайском районе – порядка трёхсот коров. Встал вопрос об увеличении дойного стада и расширении производства. Мы решили взять за основу международный опыт – и полетели в Новую Зеландию, чтобы встретиться с компанией «Transfuture», имеющей опыт консалтинговых работ по организации молочных производств. В Новой Зеландии мы и узнали о молоке А2.
Молоко А2 – это натуральное коровье молоко, которое не содержит белок А1. При переваривании белок А1 выделяет бета-казоморфин-7 – вещество, которое не очень полезно для организма. Оно может и вызывать неприятные желудочно-кишечные симптомы или воспалительные процессы, и становиться фактором риска различных заболеваний. Поэтому часто люди, которые много лет отказывались от молока из-за непереносимости и неприятных ощущений, могут без проблем пить молоко А2. К тому времени молоко А2 уже стало довольно популярным в Австралии, США, Китае и Великобритании. Мы изучили все исследования, которые были на тот момент, и решили первыми запустить российское производство молока А2.
В России ничего для этого не было – ни тестов, ни системы отбора коров (чтобы получить молоко А2 нужны коровы, которые дают молоко без этого типа белка). Пришлось придумывать все с нуля. Стартовой площадкой для исследований стала та самая ферма в Можайском районе. Там мы совместно с российскими химиками разрабатывали методики диагностики отсутствия примесей белка А1 и искали новые пути производства. Эта работа заняла несколько лет – в 2015 году мы официально зарегистрировали компанию «А2 Молоко». К 2017 году у нас были патентные заявки по химии и биологии и первые в России бутылки молока А2.
Самая первая партия молока А2 разошлась по друзьям и знакомым. Нас особенно впечатлила история нашего друга Александра Гончарова. Его внучка родилась с синдромом короткой кишки. После нескольких операций она стала поправляться, но молоко попало под запрет – после него пищеварение расстраивалось сразу же. Мы привезли им несколько бутылок молока А2, его осторожно дали попробовать Пелагее – и ничего не произошло, никаких нежелательных последствий не было. После этого в рацион девочки стали возвращать молочные продукты – но только сделанные из молока А2.
После тестов пора было запускать производство, но для этого нужны были инвесторы – они поначалу не очень верили в наш проект. Продукт новый, польза не до конца изучена – риск был слишком велик. Поэтому на выпуск тестовой партии собрали деньги своими силами. В августе 2017 года первая партия молока А2 появилась в нескольких магазинах «Азбука Вкуса». Появилась и почти сразу исчезла – молоко раскупили за несколько дней. После этого в молоко А2 поверили не только мы – нас поддержала компания «Велес Капитал», одна из крупнейших инвестиционных компаний России. Мы смогли расширить производство, разработали линейку молочных продуктов и запустили выпуск молочной продукции А2 в России.
Сегодня, спустя полтора года после запуска первой партии, которой хватило на продажи лишь в нескольких супермаркетах, наша продукция есть уже во многих магазинах по всей Москве. Кроме того молочные продукты А2 появились в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Казани и нескольких других российских городах. За год – это большой прогресс. Но мы понимаем, что это только начало пути.
Пока наш продукт довольно дорогой – в среднем бутылка молока А2 стоит 140-180 рублей. Высокая цена вынужденная – мы платим премии фермерам за качество молока и отдельное содержание стада А2, проводим тесты на отсутствие в молоке примесей белка А1, да и в целом коров А2 в России не так много, поэтому и большие объемы производства нарастить сложнее. Но люди вкладывают много времени, денег и сил в здоровье, почему бы не вложить лишние 50 рублей в то, чтобы пить качественное и полезное молоко. Разница в цене не такая большая – а разница в качестве жизни и самочувствии может быть довольно ощутимая.
При этом мы не хотим ругать обычное молоко – если вы абсолютно, на 100% здоровый человек, то вы, может, никогда и не почувствуете вреда от белка А1. В первую очередь наш продукт для тех, кто уже не может пить обычное молоко, и для людей, которые хотят избежать рисков в будущем. Поэтому сейчас мы в основном работаем с медицинским сообществом и учеными, спортсменами, сторонниками ЗОЖ и теми, кому необходима альтернатива молока из-за непереносимости.
Конечно, у нас есть критики. Вышла даже большая статья, где якобы разоблачали единственное исследование о пользе молока А2. Правда, исследование далеко не единственное – только у нас на сайте собрано уже больше тридцати. Но все равно статья довольно быстро разошлась по интернету. Не могу сказать, что нас это сильно огорчило или удивило – мы были готовы. Мы пришли на рынок и сказали, что принесли людям полезное молоко. Естественно у них возникает вопрос – а что мы пили до этого? Всем с детства рассказывали про пользу молока, а тут мы – с исследованиями, бета-казоморфинами и рисками воспалений. Мы уже чего только не слышали – от «мой дедушка всю жизнь молоко пил и дожил до ста» до «вы всё это сами придумали».
Как раз из-за того, что у людей уже сложилось своё мнение о молоке, наш продукт довольно сложно продвигать. Было бы намного проще заходить на рынок с новым продуктом – как сейчас делают с растительным молоком. Люди в России довольно прогрессивны и открыты к новым идеям – но отказываться от старых убеждений готовы немногие. Либо мы могли выпускать обычное молоко. Качественное, но обычное молоко – придумать пару новых сочетаний вкусов для молочных продуктов, сделать модную упаковку и выйти на рынок с этим. Но мы действительно поверили в А2 – и пошли на этот риск осознанно.
Уже чувствуем, что рисковали не зря. Во-первых, мы стали серебряными призерами премии «Агроинвестор года 2019» в номинации «Инновация года». Во-вторых, мы получаем все больше и больше благодарных писем и приятных отзывов от людей, которые не пили молоко много лет из-за непереносимости и теперь смогли вернуть в свою жизнь молочные продукты благодаря молоку А2. Такие слова стоят всех рисков.